Сможете ли вы ответить на вопрос о том, что объединяет судовой колокол, средневекового оруженосца-телохранителя, реку на Кольском полуострове и бухту в Приморском крае? Скорее всего, нет.

А объединяет их – рында. Это один из тех случаев, когда в русском языке существительное может быть, как именем собственным, так и нарицательным.

Такой великолепный подарок Краеведческий музей получил на свои юбилей от Почетного гражданина Городского округа Богданович – Виктора Андреевича Кравченко - Адмирала ВМФ.


Вообще-то, если говорить по всем правилам, то рында – это не сам колокол, а его звук, который должен символизировать начало новых суток на корабле. Таким образом, используемое на протяжении веков название корабельного колокола - рында - стало уже традиционным. Несмотря на то что все современные корабли оснащены и более современными системами оповещения, рында все еще используется как на речных, так и на морских судах в сложных ситуациях, например, при движении в тумане или возникновении экстренной ситуации на борту.

А сегодня нас интересует «рында корабельная. Когда говорят о ней, имеют в виду судовой колокол, которым еще с петровских времен оснащается каждый корабль. Не были исключением и подводные лодки.

Для моряков рында – это не только и не столько сигнальный инструмент. Обычно это талисман, на внешней стороне которого располагается название корабля.

Трудно представить корабль без рынды. Она является не просто необходимым аксессуаром для каждого судна — в рынде заложены смысл и традиции, накопленные веками мореходного искусства:
• Одной из самых древних примет, пришедших еще с парусных судов, считается, что сильным звоном судовой рынды можно утихомирить сильный шторм и прогнать разбушевавшегося морского дьявола.
• Рынду на судне менять не принято, и, если судно изменяет название (например, при переходе во флот другого государства), на нём остаётся старая рында со старым названием.
• Зазвонивший сам по себе судовой колокол предвещал несчастье.
• Если рында лопнет или расколется, то это был яркий кричащий сигнал всему кораблю, что вскоре случиться какое-то несчастье.
• Если на море корабль попадал в шторм, то матросы били в судовой колокол так, чтобы его звон был слышен как можно дальше. Это отпугивало морских дьяволов от находящегося в опасности судна и сообщало встречным судам об опасности столкновения.
• Если во время плавания на судне рождался ребенок, то его крестили под радостный звон колокола, а иногда и в самом колоколе.
• Колокол звонит в тот момент, когда тонет потерпевший крушение корабль, даже если язык колокола до этого был привязан.
• Того, кто украдет или разрушит колокол, ждет огромное несчастье.
• Услышать звон затонувшего корабельного колокола — к гибели или серьёзным испытаниям.
• В старину, в приморских районах, шестнадцать ударов корабельного колокола объявляли о наступлении Нового года. Ровно в полночь 31 декабря, самый старший по рангу моряк, находившийся на корабле, звонил в колокол восемь раз. За ним самый младший матрос звонил ещё восемь раз.
• Существует такой обычай, сутью которого является то, что рында находится на одном месте на корабле, пока корабль способен плавать. Но как только корабль прекращает свою эксплуатационную жизнь навсегда, то рында снимается и переноситься к какому-нибудь музею.

Корабельная рында несет в себе настолько много сил и эмоционального настроя, что символ корабельной рынды перекочевал в повседневную жизнь современного человека. Удачу в любом деле легко можно привязать к рынде.

 

P.S. Сегодня о том, что рындами называли княжеских оруженосцев-телохранителей допетровской эпохи, знают в основном ученые, изучающие российскую историю XVI-XVII веков. Оказывается, рында – это придворная должность, занять которую могли только юноши из богатых и влиятельных семейств. Основной их задачей было сопровождение и охрана правителя во время путешествий и различных поездок. Во время важных приемов во дворце они выстраивались по обе стороны от трона хозяина. Рынды всегда были одеты в парадную одежду и вооружены тяжелыми топорами-бердышами. В начале XVIII века эта должность была упразднена.

В современном русском языке слово «рында» в значении «телохранитель» или «оруженосец» не используется и является историзмом.

Но, кроме исторического и морского значения, рында используется и в географических названиях. На карте России есть бухта Рында на острове Русском в Приморском крае, и река с таким названием на Кольском полуострове. Интересно то, что название реки, по всей видимости, произошло от старорусского «рындать», значащего "трясти", а вот бухта получила свое название в честь российского бронепалубного корвета «Рында», плававшего в Тихом океане в XIX веке.

Река Рында расположена на северо-востоке Кольского полуострова и впадает в Баренцево море. Течение этой реки довольно активное, и на ней расположено три красивейших водопада. В верхней части берега крутые, скалистые и высокие, а порожистые участки перемежаются с ямами. В нижней части Рынды берега более пологие и низкие. Как пороги, так и водопады предоставляют достаточно возможностей для того, чтобы «рындать». Славится эта река своей рыбалкой, в нее заходит и крупный атлантический лосось, и морская форель, обитают кумжа и арктический голец. На плесах верхних участков много налима, щуки и окуня. В Приморском крае, на острове Русском, входящем в городскую черту Владивостока, находится бухта Рында. Относится она к акватории Японского моря и расположена в западной части острова, между бухтами Воевода и Бабкина. Длина каменистой и обрывистой береговой линии бухты Рында - около 5 километров, вдоль нее расположены пляжи, давно ставшие популярными у местных жителей.

Рында — прекрасный и запоминающийся подарок на все времена!

Виктор Андреевич, огромное спасибо за такой великолепный дар!

bogdan

Мы ВКонтакте

Шаблоны Joomla 3.4.
Сайт своими руками.