В Богдановичском краеведческом музее есть интересный экспонат – это немецкая канистра. А еще интереснее как он появился в музее: однажды Тамаре Владимировне в музей позвонили с пункта металлоприема и говорят, что они нашли немецкую канистру и если нужна приезжайте и забирайте. Тамара Владимировна не растерялась, взяла такси и забрала канистру. Но вопрос остается открытым – как канистра попала к нам в Богданович?
А теперь небольшая историческая справка.

Военные успехи, равно как и повседневная служба армии, немыслимы без нормального снабжения всеми необходимыми ресурсами. При этом для армии важны не только поставки горючего и боеприпасов, но и удобство их использования. За несколько лет до начала Второй мировой войны гитлеровская Германия озаботилась улучшением материальной части, используемой при перевозках топлива. Результатом этого стало появление канистры, до сих пор активно применяемой по всему миру в различных сферах.

В ноябре 1936 года по инициативе командования Вермахта начался конкурс на разработку новой емкости для хранения и транспортировки различных жидкостей, в первую очередь топлива. Военные требовали создать металлическую канистру емкостью 20 л. Требовалось обеспечить максимальную простоту конструкции и дешевизну производства. Кроме того, новая канистра должна была иметь ряд характерных особенностей, облегчающих ее использование.

Среди прочих в конкурсе приняли участие инженеры компании Müller из г. Швельм. Группа конструкторов, которую возглавлял Винценц Грюнфогель, предложила свой вариант канистры, соответствующий всем требованиям. За счет нескольких не слишком сложных идей конструкторам фирмы «Мюллер» удалось сделать канистру, с рядом положительных особенностей.

Канистра конструкции Грюнфогеля при емкости 20 л весила всего 4 кг. Все детали канистры, за исключением резинового уплотнителя, можно было изготавливать из листового металла штамповкой. Для их соединения использовалась сварка. Форма изделий позволяла укладывать их с максимально эффективным использованием пространства, а использованные ручки обеспечивали удобство переноски как пустых, так и полных канистр. Наконец, горловина оснащалась крышкой, которая не требовала отдельного ключа.

Основными элементами новой немецкой канистры были две штампованные боковые детали сложной формы. На поверхности этих деталей имелись Х-образные ребра жесткости. Также жесткость конструкции обеспечивалась специфической формой кромки боковых деталей, вогнутой внутрь. Последняя особенность также позволила утопить главный сварной шов внутрь объема, ограниченного внешними стенками канистры. К верхней поверхности корпуса канистры приваривалась штампованная деталь с тремя ручками для переноски. В передней части левой половины корпуса предусматривалось отверстие для установки горловины.

Горловина канистры имела характерную сплюснутую с боков форму. На ее внешней поверхности имелись скобы замка и П-образный кронштейн крышки. Последняя крепилась шарнирно, оснащалась резиновым уплотнителем и фиксировалась при помощи качающегося замка. В конструкции крышки и ее механизмов предусматривались отверстия для установки чеки. Чека в виде металлического стержня с кольцом позволяла блокировать замок крышки во избежание ее произвольного открытия. Внутри горловины выводился один из концов специальной сифонной трубки. Последняя предназначалась для облегчения наполнения и опорожнения канистры.

При емкости 20 л канистра фирмы «Мюллер» имела минимально возможные габариты. Ее высота составляла 47 см, а горизонтальное сечение имело размеры 34,5 х 16,5 см. В зависимости от используемого материала и технологических возможностей предприятия-изготовителя габариты конкретного изделия могли отличаться. Тем не менее, простота конструкции позволяла выпускать полноценные канистры даже в условиях дефицита качественных материалов.

Ни одна из представленных на конкурс канистр не могла сравниться с разработкой команды В. Грюнфогеля. Уже в 1937 году новое изделие было запущено в серию и вскоре стало известно под названием Wehrmachtskanister («Канистра Вермахта»). Серийные канистры получали различную маркировку. На их боковых поверхностях выбивались разные надписи, в первую очередь объем (20L). Кроме того, предприятие могло ставить свое клеймо и наносить иную маркировку. Во избежание путаницы – например, чтобы не залить бензин в емкость для воды – канистры могли окрашиваться в разные цвета.

Производство 20-литровых канистр продолжается до сих пор. По мере развития материалов и технологий их конструкция постепенно меняется. Кроме того, несколько десятилетий назад появились пластиковые емкости для транспортировки различных жидкостей. Тем не менее, старая немецкая разработка и ее усовершенствованные версии до сих пор остаются одним из основных представителей своего класса. Далеко не все автомобилисты и представители других сфер спешат отказываться от старой, но не устаревшей канистры. Так одно из изобретений варварского и невероятно жестокого гитлеровского режима все же смогло принести пользу человечеству.

bogdan

Календарь новостей

Октябрь 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 1 2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13
14 15 16 17 18 19 20
21 22 23 24 25 26 27
28 29 30 31 1 2 3

Мы ВКонтакте

Шаблоны Joomla 3.4.
Сайт своими руками.