Сегодня мы с вами поговорим о предметах и их происхождении, которыми каждый из вас пользуется в наши дни.
Икона – от греческого слова «образ». Так же многозначна и многозначительна, как это слово и роль иконы в жизни православного человека очень велика. Нательные иконы – значимы для каждого крещенного и верующего человека.
Нательные иконы носят на шее постоянно, не разлучаясь с ними ни в болезни, ни в здравии, ни в радости, ни в горе. К святому заступнику и покровителю можно обратиться с просьбой о помощи или с благодарственной молитвой после удачного завершения дел.
Сегодня, вы можете подобрать себе нательный образок из золота или серебра, особой прелестью отличаются нательные иконки из вулканического обсидиана – изделия армянских мастеров. Но наверняка вам интересно узнать — какими были первые нательные иконы и откуда они пришли к нам? Традиция ношения маленьких нательных иконок такая же древняя, как и само христианство. Еще при жизни Богородицы Девы Марии с нее были написаны первые лики – иконы, известные современным верянам. Во времена гонения христиан, верующим людям приходилось тщательно скрывать атрибуты веры. Считается, что первые нательные иконки появились именно тогда – чтобы каждый притесненный мог обратиться за помощью к высшим силам в трудную минуту.
По другим источникам, первые нательные иконы появились на вельможах Византии. Сперва их делали из бронзы и украшали эмалью, драгоценностями и кованными орнаментами. Знать и высшее духовенство носили увесистые золотые образки с богатой отделкой, а верующие простолюдины – вешали на шею образки из камня, кости, стекла, меди и других доступных материалов.
В Киевскую Русь нательные образки пришли вместе с христианством. Первой, этот атрибут веры одела на себя великая княгиня Ольга. По преданию, она передала свой крестильный образок внуку Владимиру – будущему князю, который сделал христианство государственной религией и окрестил русичей.
Наследуя византийских ювелиров, русские мастера делали нательные иконки из камней, меди, бронзы, золота. Однако, самобытность русской культуры и язычницкое прошлое также нашли свое отражение в изображениях на нательных иконках. На первых образках можно было встретить змееподобных существ и завораживающие растительные орнаменты. Мастера тщательно прорисовывали фон, на котором изображалась Богородица или святые апостолы, особенности национальных традиций можно было узнать и в некоторых предметах одежды изображенного святого.